В компании «Новосибирское Авиационное Производственное Объединение им. В.П. Чкалова» (г.Новосибирск) в рамках проекта комплексной автоматизации завершено внедрение информационной системы на базе программного продукта «1С:Управление производственным предприятием 8». В ходе проекта было автоматизировано 736 рабочих мест.
ОАО «Новосибирское Авиационное Производственное Объединение им. В.П. Чкалова» (НАПО) – основанное в 1931 г. одно из крупнейших авиастроительных предприятий России. Сегодня завод производит истребители-бомбардировщики Су–34, проводит ремонт и модернизацию фронтового бомбардировщика Су–24М. В настоящее время ведется подготовка производства российских региональных самолетов «Сухой Суперджет–100». Предприятие также участвует в программе холдинга «Сухой» по созданию истребителей пятого поколения. На сегодняшний день предприятие входит в состав ОАО "Компания "Сухой".
До внедрения ПП «1С:Управление производственным предприятием 8» ведение бухгалтерского учета было организовано с помощью конфигурации, созданной сотрудниками ИТ-отдела предприятия. Потенциал предыдущей информационной системы уже не отвечал требованиям компании и был давно исчерпан. Во-первых, информационная система представляла собой набор отдельных информационных баз. Во-вторых, была высока сложность проверки данных для получения финансового результата и подготовки отчетности. В-третьих, отсутствовала возможность «провалиться» до первичного документа и проверить корректность ввода информации.
В 2008 г. руководством компании была поставлена задача внедрить современную информационную систему, охватывающую все области бухгалтерского и налогового учета на производственном предприятии и учитывающую все особенности действующего законодательства. Заказчик провел сравнение ряда отечественных и зарубежных программных продуктов для автоматизации деятельности компаний. Выбор был сделан в пользу ПП «1С:Управление производственным предприятием 8» и обоснован высоким уровнем и широтой функциональных возможностей, масштабируемостью системы в совокупности с невысокой стоимостью владения.
В начале проекта заказчиком были поставлены следующие основные цели:
• Сокращение сроков подготовки отчетности,
• Снижение количества случаев некорректного отражения хозяйственной операции в учете,
• Сокращение трудозатрат на выполнение учетных бизнес-процессов,
• Повышение эффективности управления денежными средствами предприятия,
• Снижение времени реакции на изменения в законодательстве, формирование отчетности в соответствии с требованиями ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК),
• Детализация учета,
• Повышение качества учета.
Внедрение информационной системы выполнено по проектной технологии, которая включает в себя следующие этапы:
1. Обследование предприятия и написание технического задания;
2. Доработка типовой конфигурации под специфику заказчика;
3. Установка программного продукта;
4. Обучение пользователей;
5. Опытная эксплуатация.
В процессе обследования предприятия была определена специфика его бизнес-процессов, а также особенности ведения документооборота и взаимоотношений отделов на документальном и электронном уровне. Кроме того, было выявлено, что предприятие в своей деятельности охватывает весь возможный спектр хозяйственных операций, которые могут встретиться на территории РФ. Таким образом, стало понятно, что, не смотря на широкие возможности типовой конфигурации ПП «1С:Управление производственным предприятием 8», в ходе реализации проекта потребуется провести существенные доработки в устанавливаемой системе. В связи с этим обстоятельством были:
1. Обследованы и внедрены механизмы ведения складского, бухгалтерского и налогового учета, а также управления персонала и расчета заработной платы, большое внимание при проектировании системы уделялось удобному вводу и проверке данных для пользователей на этапе ввода данных;
2. Перенесены справочные данные из предыдущих систем в части учета основных средств, товарно-материальных ценностей и взаиморасчетов с контрагентами, незавершенного производства, данных по сотрудникам;
3. Реализован раздельный расчет заработной платы по ответственным расчетчикам, права доступа к реквизитам документов по авторству, созданы новые интерфейсы;
4. Реализована подсистема учета драгметаллов, позволяющая учитывать движение драгоценных металлов на предприятии и формировать по ним внутреннюю и внешнюю отчетность;
5. Реализован механизм хранения остатков и движения материалов в разрезе заказов, сроков годности и цен;
6. Расширен функционал системы в части учета материалов:
a. реализована схема ответственного хранения самолетов, принятых на техобслуживание,
b. расширена область инвентаризируемых материалов, автоматизировано использование 15 и 16 счетов,
c. механизм учета предварительной и фактической цены на материалы,
d. реализованы особенности работы со спецоснасткой для изготовления самолетов;
7. Расширен функционал системы в части учета основных средств;
8. Реализован механизм дополнительного распределения заработной платы сотрудников и ЕСН по заказам, с учетом выработанного времени категории работников подразделения на заказ;
9. Расширен блок отчетности в ПФР по льготному и летному составу;
10. Реализован механизм распределения затрат по заказам основного и вспомогательного производства с учетом требований специфики предприятия;
11. Добавлено большое количество отчетов для производственников и плановиков, а также отчетность в статистику и ОАК.
На предприятии в эксплуатацию введены следующие подсистемы программного продукта «1С:Управление производственным предприятием 8»:
1. Управление продажами;
2. Управление закупками;
3. Управление запасами;
4. Управление производством;
5. Расчет себестоимости продукции;
6. Управление основными средствами;
7. Расчет заработной платы;
8. Бухгалтерский учет;
9. Налоговый учет.
К особенностям реализованного проекта можно отнести то, что запуск всех указанных подсистем осуществлялся одновременно во всех подразделениях компании. Особенно важным результатом является организация работы всех пользователей предприятия в единой информационной базе.
В результате внедрения ПП «1С:Управление производственным предприятием 8» были достигнуты следующие результаты:
• Создано единое информационное пространство, которое позволило исключить регулярные обмены данными между отдельными информационными базами и обеспечило пользователей достоверной информацией по всем участкам деятельности компании;
• Внедрена современная технологическая платформа «1С:Предприятие 8.1», которая решила вопросы надежности и масштабируемости;
• Открыты новые возможности для проведения анализа и контроля благодаря более развернутой и качественной информации о деятельности предприятия. Это привело к сокращению времени, затрачиваемому на получение аналитической информации.
Запуск рабочей версии системы состоялся в январе 2009 года, а концу августа 2009 года система была передана в промышленную эксплуатацию и сейчас успешно используется.
В 2013 году в процессе обследования стало понятно, что не смотря на широкие возможности типовой конфигурации программы "1С:Управление производственным предприятием 8", а также настроенного учета под обособленную деятельность предприятия, необходимы существенные доработки, т.к. у компании поменялся внутренний учет и документооборот между филиалами и головной организацией.
Совместными усилиями специалистами «Внедренческого центра «ИнфоСофт» и филиала ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П.Чкалова» за период с декабря 2011 г. по апрель 2013 г. проведены следующие работы:
• Изменен типовой План счетов под требования Компании;
• Обследованы, изменены и внедрены новые механизмы ведения складского, бухгалтерского и налогового учета;
• Реализована подсистема Внутрихозяйственных расчетов;
• Реализован блок расшифровок к Бухгалтерской, налоговой и НДС, ВХР и ОПУ отчетности (всего 80 отчетов);
• Реализованы выгрузки дополнительной отчетности в «1С:Консолидация» в формате xml;
• Реализован механизм раздельного учета НДС для расчета и учета НДС в филиале.
С 01.01.2013 Филиал ОАО «Компания «Сухой» «НАЗ им. В.П.Чкалова» работает в новой системе, отработаны и переданы в головную организацию данные за первый квартал 2013г.
В данный момент система передана в промышленную эксплуатацию, все настройки программы в соответствии с особенностями предприятия завершены, проведено обучение. На сегодняшний момент автоматизировано 736 рабочих мест. Работа на местах ведется в полном объеме.